Манчестер сити — Динамо. Несостоявшаяся атака

Статистика против «Динамо»

Это был тот случай, когда судьба противостояния была понятной задолго до стартового свистка. В «Динамо» никогда не проходило дальше после домашнего поражения с неминимальным счетом. Да и минимальные поражения отыгрывало лишь дважды — со «Спартой» после 0:1 и «Трабзонспором» после 1:2. А тут плей-офф Лиги чемпионов, еще и «Манчестер Сити» — команда с одним из лучших подборов исполнителей в АЛЛ! НВ 2. «Динамо» никогда не побеждало в Англии и до этого лишь два раза сыграло вничью -1:1 на полях «Стока» и «Арсенала». Со «Стоком» в концовке Киев упустил преимущество в счете, а с «Арсеналом», наоборот, добился ничьей (Ребров!). Во всех предыдущих матчах на полях родоначальников футбола «Динамо» проигрывало, ничего не сумев противопоставить невероятной интенсивности английских команд.

В общем, всё указывало на то, что «Динамо» должно вылететь.

Так и произошло, причем матч получился из числа тех, которые потом вряд ли вспомнятся.

Ну разве что благодаря результату… Но к матчу мы еще вернемся, а пока прогуляемся по Манчестеру.

 

От «сити» до «сити»

Мой первый визит в этот город запомнился. Все вокруг говорили, что город как город, без исторических достопримечательностей, без интересных мест, достоин разве что поездки на «Олд Трэффорд» и небольшой пешеходной прогулки по историческому центру. Говорили, что Манчестер и близко не стоит рядом с Ливерпулем. Но мне центр Манчестера, а жили мы именно в центре, пять лет назад реально понравился! Много красивых сооружений, памятников… А вот Ливерпуль-наоборот. Конечно, очень хотелось освежить впечатления.

Освежил. Даже где-то изменил. Что-то поменялось в лучшую сторону, что-то — нет.

 

…и на шестой день бог создал Манчестер

Похоже, для коренных манкунианцев или манчестерцев (правильно первое; повторю то, о чем мы не раз писали: манкунианцы — жители Манчестера, а никак не исключительно болельщики «МЮ») это любимая присказка, основанная на игре слов. Как известно, по Библии на первый день Бог создал небо, землю, тьму, воду и свет и отделил свет от тьмы; на второй день — создал твердь посреди воды, отделил воду над твердью от воды под твердью и назвал твердь небом; на третий — сушу, моря и растения, на четвёртый — светила на тверди небесной, на пятый — рыб, пресмыкающихся и птиц, наконец, на шестой — зверей земных, скот, гадов земных и человека. Человек по-английски man. Вот они и пишут: что на шестой день Бог создал MANchester. А на стадионе во время матча с «Динамо» к этому добавилось слово «City». То есть на шестой день Бог создал MANchester City!

 

В предвкушении святого Патрика

Центр города в середине марта превратился в большую и сплошную стройку. Где-то реконструируют здания, где-то возводят высотку (самое высокое здание Манчестера — 47 этажей. Часть -гостиница, часть — квартиры), а где-то просто территорию перекрыли, чтобы навести марафет. Всё дело в том, что через два дня после визита «Динамо» начинается (началась!) всенародная пьянка под названием «День святого Патрика». Подготовка к ней шла полным ходом. Перекрыта, например, центральная пешеходная площадь перед зданием ратуши. На ней устанавливают пивные, столики и т. д. Посмотрел, прочувствовал атмосферу предвкушения праздника и, честно, слегка пожалел, что не играло «Динамо» с англичанами тремя днями позже! Остаться-то не получается, работать нужно.

Еще в Манчестере прокладывают новые трамвайные пути, из-за чего много городских дорог перекрыто, а сами трамваи в некоторых местах стали одноколейными, и махина ждет, пока встречный транспорт минует одноколейный участок.

Манчестер и без того город огромных пробок. Некоторые даже любят прибедняться по принципу «карта слезу любит», где пробки круче — в Манчестере или в Лондоне?! Подсчитано, что в среднем житель столицы Англии теряет в пробках 112 часов в год! То есть почти пять суток. В Лондоне с пробками борются новыми методами: раньше ввели правило четных-нечетных номеров, платного въезда в центральную часть, а теперь и вовсе въезд в Лондон для нелондонских автомобилей сделали платным -11 фунтов.

 

Как гоняют водителей

Наш постоянный автор Серега Гончаров, перебравшийся в Лондон по прихоти своего работодателя, рассказал немало интересного. Вообще, один из самых приятных моментов пребывания в Манчестере — встреча с давним товарищем, одним из первых, маститых авторов «Футбола», настоящим специалистом по испанскому языку и испанскому чемпионату.

Водителей в Англии хорошенько поджимают. Во-первых, очень дорогой бензин — примерно 0,9фунталитр. Себестоимость бензина в три раза меньше, а всё остальное налоги, акцизы, которые забирает государство. В этом Великобритания на первом месте в Европе.

Во-вторых, очень серьезные штрафы. Минимальное нарушение тебе обходится в 130 фунтов. Правда, сумма может уменьшиться вдвое, а то и больше, если ты рассчитываешься сразу.

В-третьих, борьба со скоростью. По городу ты можешь ехать не быстрее 30 миль в час (умножайте на 1,6 и будет вам счастье в километрах), то есть менее 50 км/ час. Исключение сделано для городских «автострад», где минимум две полосы в каждую сторону по ним можно мчать 40 миль/ час или примерно 64 км. Но в городах Англии таких дорог немного, плюс разогнаться на них всё равно не получится из-за постоянных если не пробок, так тягу-чек. По междугородним трассам ты можешь ехать не более 70 миль в час, то есть 112 километров. Скорость постоянно отслеживается многочисленными камерами. Что делают водители на наших дорогах? Они видят камеру или знают, где она, и сбрасывают скорость. Проехали ее опять включили максимальные обороты. В Англии этот номер не проходит. Там при помощи компьютера берутся показатели нескольких камер и высчитывается средняя скорость. Если она превышает 70 миль/час, водитель оплачивает штраф. (И поди не заплати!-Ред.)

А вот с переходом от правостороннего движения к левостороннему проблемы возникали только поначалу (Серёга говорит, что по привычке некоторое время не в то зеркало смотрел) (право-лево — ваш вопрос точки отсчета; что важнее — руль или полоса, по которой едешь -Ред.). Сейчас же — ни малейших проблем. Серега считает, что местное движение удобнее и даже опасается, что проблемы могут возникнуть При обратном переходе. (Считается, что британская модель естественнее -потому что рыцарь должен иметь возможность правой рукой выхватить висящий слева меч. — Ред.)

 

На трамвае в пригород

Вернусь к трамваям. Сейчас это самый популярный вид транспорта в Англии (там, где метро нет), поскольку помогает избегать пробок. И это действительно так. Я даже в Киеве это чувствую. Ведь сейчас в пиковое время стараюсь прокладывать не просто кратчайшие маршруты, а маршруты, чтобы избегать пробок. Допустим, короче проехать на маршрутке, но в час пик велика вероятность застрять с ней в огромной пробке. Потому предпочитаю метро, городскую электричку и трамвай, особенно, если он отгорожен. Едешь себе и проблем не знаешь, и потому считаю огромной глупостью исчезновение в угоду автолюбителям многих трамвайных маршрутов, как на левом берегу, так и на правом, в том числе и через мост Патона.

Ведь трамваи и по себестоимости относительно недорогой вид транспорта, и удобный (и, говорят, экономный по потреблению электроэнергии. Вот беда — места много занимает… — Ред.).

Сам Манчестер — город очень небольшой и компактный, тем не менее, трамваи едут и по центру, и на окраины, в том числе мимо обоих главных городских стадионов курсируют. А чтобы трамвайные маршруты еще лучше себя окупали, не только автобусы, но и трамваи курсируют между самим Манчестером и его ближайшими пригородами, такими, как Бери (англичане, кстати, называют не Бери, а Бери, не Мёр-фи, а Мерфи), Рочдейл и другими.

Что еще важного изменилось в Манчестере за эти годы? Главное — открылся музей футбола. Вход — бесплатный. Вообще, надо сказать, что в Англии подавляющее большинство музеев бесплатные, и это, конечно, здорово для туристов.

В футбольном музее масса интереснейших экспонатов — старые формы, мячи, вымпелы. Например, есть мяч, уже от старости не совсем округлой формы, которым играли на первом чемпионате мира 1930 года! Есть трофей, вручавшийся победителю первого английского дивизиона еще в конце XIX века (1890 год) (слабо вспомнить, кто это был? Уж точно не «МЮ» и даже не «НХ»… -Ред.), или настольный футбол образца конца позапрошлого века. Здесь же «Золотой мяч» Джорджа Беста 1968 года, футболка Диего Марадоны, в которой он забил англичанам «рукой

Бога» (и не только — был ведь еще и фантастический сольный проход!) на чемпионате мира 1986 года, футболка Пеле, в которой он выиграл свой первый чемпионат мира 1958 года. Или, допустим, картина «Футболист» Пабло Пикассо, написанная им в 1965 году. Куча всяких тренажеров, позволяющая узнать силу и точность своего удара, вратарскую реакцию и, конечно, огромный магазин футбольных товаров. В общем, будете в Манчестере, непременно загляните — не пожалеете.

 

Со стадиона «Юнайтед» на стадион «Юнайтед»

Наша экскурсия не стала исключением. Центр, «Олд Трэффорд» — как же без них?!

О центре написал. Стадион оставил двоякое впечатление. Конечно, в кайф пофотографироваться возле памятников сэру Алексу Фергюсону и Матту Басби, возле легендарного манчестерского звездного трио -Бест, Лоу, Чарльтон, пройтись по улице Алекса Фергюсона, ведущей к стадиону…

Но ни на каком другом стадионе не было случая, чтобы запрещали снимать с пристадионных территорий на профессиональную телекамеру. Как только наши телевизионщики распаковали свои камеры, к ним тут же подбежали секьюрити с требованием зачехлиться!

Клубный магазин «МЮ» — отдельная тема. Кажется, что там можно купить всё, что связано с «Ман Юнайтед». Не только ручки, зажигалки, вымпелы, кружки, рюмки, тарелки, белье, коврики, но и, например, клубные папки, скоросшиватели, тетрадки и так далее. Увы, всё стоит баснословные деньги, при этом ценовая политика кажется нелогичной. Например, бейсболка тянет 30 фунтов, а футболка (не игровая форма) — 28. Поло — 35. Игровая футболка стоит 60 фунтов — Руни, Мата, Депай, да кто угодно! Но почему футболка Лингарда (согласитесь, не самый топовый игрок «МЮ») — 75? Мяч Лиги чемпионов — 20 фунтов (у нас даже дороже)…

На фоне стадиона «Юнайтед» стадион «Юнайтед» выглядит не так фундаментально. И никакой опечатки! Название арены «Ман Сити» «Этихад» с арабского на английский переводится именно как «Юнайтед», так что по этому поводу над «Сити» прикалываются все комуне лень. Мол, только «Сити» играет на стадионе, который носит имя его главного врага! Он и меньше, и обустроен похуже. Не знаю, правда, как сейчас дела обстоят на «Олд Трэффорде», но на «Этихаде», чтобы получить доступ в интернет, ты должен зарегистрироваться, оставить свой номер, и тебе придет индивидуальный пароль, который ты должен будешь ввести (при местных ценах на роуминг подобное ноу-хау экстаза явно не вызвало).

 

Англичане разучились болеть!

Ну и, конечно, болельщики. Это отдельная и очень печальная тема. Лишний раз убеждаешься, что пора прекращать сходить с ума по поводу английского умения болеть. На «Этихаде», как и на других английских стадионах, где довелось побывать, болеть разучились! Причем на «Этихаде» болеть разучились особенно! Ні Глупость № 1.

На английских стадионах поют все и все поддерживают своих любимцев! Реальность № 1.

Ага, разве что домашних животных они поддерживают!

На «Этихаде» пел только один маленький сектор, расположенный как раз возле сектора с болельщиками «Динамо». Повторяю: не одна трибуна, а ОДИН МАЛЕНЬКИЙ СЕКТОР. Остальные молчали и изредка хлопали. Да, когда Компани сломался встали и провожали игрока аллодисментами. Но в целом — самое слабое, унылое боление в Англии. Может, потому «Сити» и не несся вперед, что подгонять никто не желал.

Глупость № 2.

Английские болельщики уходят после финального свистка.

Реальность № 2.

На 83-й минуте народ повалил со стадиона. Затем было четыре, а то и пять волн болельщицкого исхода со стадиона, и в итоге гораздо меньше половины стадиона досмотрели матч до конца.

Глупость № 3.

Английские болельщики никогда не освистывают своих.

Реальность № 3.

Еще как освистывают! Многие, покидая стадион, махали руками и на чем свет стоит чихвостили футболистов.

А еще меня удивило несколько вещей. Во-первых, болельщики освистали гимн Лиги чемпионов. Я, конечно, понимаю, что приоритет отдается чемпионату, но при чем тут гимн Лиги чемпионов, что в нем плохого? (На всякий случай — за то, что именно «МС» был наказан по финансовому фэйр-плей. Вот так и освистывают, слабенько желая отомстить. — Ред.) Не нравится турнир — не ходите. А турнир этот на «Этихаде» пока что так и не стал своим. Стадион вмещает примерно 55 000 зрителей. Средняя посещаемость домашних матчей чемпионата — 54 000. На «Динамо» же пришло 43 630 человек. Да, в УЕФА особые нормы по безопасности, потому должны быть свободные буферные зоны между болельщиками, но на матче с «Динамо» пустотами зияли и исконно манчестерские трибуны!

Дело, даже если вам померещилось, отнюдь не в киевском «Динамо». Во-первых, на западе ходят посмотреть не на соперника, а на своих. Во-вторых, при чем тут «Динамо», если и на остальных так же ходят. «Ювентус» собрал аншлаг — более 50-ти тысяч. Но на «Севилью» заявилось 45 600 болельщиков, на Гладбах — и вовсе 41 829 (а теперь сравните, сколько ездит за своим клубом из Германии и у нас!). Да и на «Барселону» в прошлогоднем плей-офф набралось лишь 45 081! На «Барсу» -45 тысяч!!! (То ли дело передовая Украина, где на матч чемпионата придет тысяч пять, а на еврокубок — под семьдесят! Учись, Англия! — Ред.)

Единственный раз, когда трибуны «Этихада» дружно аплодировали, — перед матчем чествовали легенду «Сити» Колина Белла. Ему вручили футболку с № 50. На днях «Колокольчикову» исполнилось 70, а заодно — 50 лет с момента его дебюта за «горожан»!

Впечатлений действительно было очень много, но пора с ними заканчивать и переходить к тому, что впечатлений, по большому счету, не оставило. Никаких.